В музее открылась выставка «Первый советский: к 90-летию выпуска экскаватора «Ковровец»Опубликовано 12 Апреля в 13:31
Постоянная ссылка на статью: kovrov-gorod.ru/press/news/20183.html |
|
В СССР великие стройки первых пятилеток были бы физически невозможны без паровых экскаваторов, позволивших в десятки раз ускорить темпы земляных работ. В конце 1920 – начале 1930-х гг. в СССР на стройках работали 340 экскаваторов американских компаний «Bucyrus» и «Marion», немецкой «Lubeck» и русский «Путиловец». 7 марта 1931 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны СССР об организации экскаваторостроения в СССР. Из состава Ленинградского научно-исследовательского института машиностроения была выделена Всесоюзная проектно-техническая контора экскаваторостроения, в задачу которой входило изучение существующих зарубежных образцов и разработка советской техники на основе накопленного опыта. В 1930–е гг. экскаваторы стали выпускаться на Ковровском экскаваторном заводе – «Ковровец», на заводе «Красный металлист» в Костроме - («Костромич»), Московском заводе «Машиностроитель» - («Комсомолец»), Дмитровском заводе, Уральском заводе тяжелого машиностроения. С началом индустриализации и в связи с массовой закупкой иностранной техники потребовалось создание крупной ремонтной базы. В октябре 1929 г. Ковровские железнодорожные мастерские были переданы Центральному управлению строительства Народного комиссариата путей сообщения (НКПстрой) и преобразованы в «Ковровский ремонтно-механический завод», занимающийся ремонтом строительной техники. В январе 1930 г. в ремонт поступили первые два экскаватора «Путиловец» производства Путиловского завода, затем экскаваторы иностранных марок. На заводе был организован экскаваторный цех, руководителем которого был поставлен А.Ф. Галкин. Экскаваторы, поступавшие в ремонт, прибывали в разобранном виде, без чертежей и описи, с недостающими деталями. В цехе практически изучались системы экскаваторов путем предварительной сборки с сопоставлением одной машины с другой, выявлялись недостающие детали. С марта 1930 г. по июнь 1931 г. завод отремонтировал 22 экскаватора. В результате ремонтных работ был получен первый опыт по экскаваторостроению, который впоследствии использован при проектировании экскаватора «Ковровец». В начале 1931 г. НКПстрой дал разрешение на производство экскаваторов в Коврове, организовав специальный трест для руководства заводом – «Главкстроймаштранс». Ковровский ремонтно-механический завод стал экскаваторным и получил задание выпустить 25 новых экскаваторов. 17 февраля 1931 г. на расширенном производственном совещании работников завода был поставлен вопрос о новой производственной программе завода. Постановили: «Программу завода утвердить. Первый пробный экскаватор выпустить в апреле в подарок второй годовщине социалистического соревнования и первомайскому празднику. В пятидневный срок создать сквозную ударную бригаду по выпуску первого экскаватора. Бригадиром утвердить главного инженера завода Гольденберга». Для изготовления первого экскаватора была создана «сквозная ударная бригада», состоящая из 166 чел. Рабочие и специалисты бригады заключили договор, объявив себя ударниками по постройке экскаватора. В цехах из работников бригады создавались цеховые бригады. Недостаток материалов, оборудования, чертежей, опыта заменяло рационализаторство и изобретательство, которое применялось в широком масштабе. 21 апреля 1931 г. паровой, на железнодорожном ходу экскаватор «Ковровец» был собран. Экскаватор включал три паровые машины – подъемную, поворотную и напорную, общей мощностью 150 л. с., вес – 75 тонн, скорость передвижения – 2,5 км в час., с ковшом емкостью 1,92 куб. м. Обслуживали машину 2 бригады: верхняя (машинист, стреловой, слесарь-смазчик, кочегар) и нижняя (бригадир и 6 рабочих). Часовая производительность экскаватора была от 150 до 300 куб. м. Первые испытания «Ковровец» проходил в районе д. Федулово, затем работал на расширении Горьковского железнодорожного узла. До 1934 г. заводом было выпущено 177 экскаваторов этой марки. Ковровские экскаваторы участвовали в строительстве канала Москва-Волга, Московского стадиона «Динамо», железнодорожных магистралей и многих других строек нашей Родины. Выставка будет работать до 3 мая 2021 года. |
|